На академические достижения могут влиять различные факторы — от простых демографических факторов, таких как возраст, пол и социально-экономический статус семьи, до более переменных факторов, таких как качество преподавательского факультета в студенческой школе и способ группировки учащихся с особыми потребностями вместе. Например, в некоторых случаях учащиеся определенного пола или расы могут иметь статистически лучшие шансы на успех в учебе, чем их сверстники другого пола или расы. Кроме того, домашняя жизнь, в том числе материальное положение родителей и количество поддержки и стабильности, предлагаемых дома, может иметь большое влияние на то, как учащиеся выполняют в школе.
Научное исследование, опубликованное в 2013 году, показало, что факторы, которые полностью не контролируются большинством молодых учеников, могут иметь большое влияние на то, как они работают в школе, показывая, что социально-экономический статус родителя или опекуна может оказать сильное влияние на академическое достижение этого учащегося . Однако не все факторы, которые влияют на успеваемость, полностью исключены из рук ученика. Такое же исследование показало, что учащиеся, как правило, сохраняют одинаковый уровень успеваемости на протяжении всех своих лет в школе, причем учащиеся, которые начинают выполнять относительно плохо поддерживающий этот уровень успеваемости, пока не уйдут из школы.