Когда вы выливаете воду из пластиковой бутылки, вы, вероятно, заметили, что можете сделать это двумя совершенно разными способами. Если вы наклоните бутылку под небольшим углом, вода выйдет очень плавно; воздух движется мимо него в противоположном направлении, наполняя бутылку «пустотой».
Если вы наклоните бутылку больше или будете держать ее вертикально, вода шумно выходит из воды; это потому, что воздух и вода должны бороться с горлышком бутылки. Иногда вода побеждает и устремляется, иногда воздух побеждает и устремляется, ненадолго останавливая поток воды. Борьба между выходом воды и воздухом дает вам характерный звук «глюка-глуга», когда вы льете.
Здесь мы видим два крайних типа потока жидкости. В первом случае вода и воздух очень плавно скользят друг за другом в слоях, что называется ламинарным потоком (или потоком с обтекаемой поверхностью, потому что жидкость течет параллельными линиями, называемыми линиями обтекания). Во втором случае воздух и вода движутся более хаотично, что мы назвали турбулентным потоком.
Если мы пытаемся спроектировать что-то вроде спортивного автомобиля, в идеале мы хотим придать форму кузову так, чтобы поток воздуха вокруг него был как можно более плавным, чтобы он был ламинарным, а не турбулентным. Чем больше турбулентности, тем больше сопротивление воздуха будет испытывать автомобиль, тем больше энергии он будет тратить, и тем медленнее он будет двигаться.